город

Город Исилькуль является центром Исилькульского района, образованного в 1924 году. Расположен в южной части Западно – Сибирской равнины на юго - западе Омской области. С южной стороны железной дороги, в 1,5 км от станции, находится круглое озеро, поросшее камышом в народе называемое « Городищенским».

В краевой справке говорится, что в народе бытует легенда о 12ти ключах, якобы находящихся на дне озера и наполняющих его водой. Первая характеристика озера была дана в 1892 году. Когда первая партия инженеров – путейцев прошла в районе озера исследуя трассу для будущей железной дороги. При выборе места для станции требовалось указать будущий источник водоснабжения, было отмечено, что оно пресноводное глубиной до двух аршин (2,5-3м), плес чистый берега местами песчаные. Кочевавшие в этих местах казахи называли его Исилькуль. Новую станцию тоже назвали так…

Вокруг станции стали создаваться небольшие селения переселенцев из Орловской, Пензенской губерний, Украины. Часть их оседала близ железной дороги – осваивали плодородные земли. Другие работали на железнодорожной станции. Строительство которой, было завершено в 1894 году, а в 1895 году она нанесена на карту железных дорог Российской империи.

На стыке веков повстречались составы,

Сибирь пробудил паровоза гудок.

На карте России – великой державы

Зажёг свои звёзды и мой городок.

                                         И. Лукьяненко.

В комплексе станции построили деревянное пассажирское здание с буфетом, локомотивное депо, склады. Появились приёмный покой, начальная церковно – приходская школа, водонапорная башня и деревянная церковь.По мере освоения хлеборобного края с каждым годом увеличивался поток сельхоз продукции, идущего через Исилькуль на рынки Центральной России и Западной Европы. Быстро разрастался и посёлок. Здесь открылись зарубежные торговые конторы – «Зингер», «Мак – Кормик», «Аламерико».                                                                                                                                                                                                                                  Первая улица, по воспоминаниям старожилов пролегла там, где сейчас находится ул. Ленина. Избы ставились глинобитные, саманные. Начинали строить и деревянные, но лес был дорогим строительным материалом – его сплавляли из Тарских урманов по Иртышу до Омска, потом по железной дороге в Исилькуль. Рос Исилькуль, станция превратилась в крупный железнодорожный узел. В 1930 году началось строительство водопровода.   В 1931 году Исилькуль получил статус посёлка городского типа. В нём проживало 13,6 тысяч человек.     В 1933 году были проложены вторые железнодорожные пути.  А в 1945 году Президиум Верховного Совета вынес решение о переименовании посёлка при станции Исилькуль в город. За пять лет 1953 – 58 годы в Исилькуле появились двухэтажные здания, 20 новых улиц – Механизаторов, Лермонтова, Герцена и др.

В «Сибирской энциклопедии» даются такие сведения: «В 1929 году в Исилькуле было 858 строений, в 1957 году их уже 3700».К 1960 году город полностью электрифицирован.                                                                 Нынешний Исилькуль имеет современный облик. Улица Коммунистическая – центр города, оживлённая магистраль. И совсем не случайно именно на ней, возведён мемориальный комплекс воинам – исилькульцам, героическим защитникам Родины в годы Великой Отечественной войны. В далёком 1941 году уходили из родных домов по этой улице на железнодорожный вокзал мужчины, дети и внуки тех первопоселенцев.

4 июля 2008 года на Омском отделении Западно-Сибирской железной дороги состоялось торжественное открытие после реконструкции вокзального комплекса на станции Исилькуль. Кроме того, открыт памятник паровозу, установленный в честь первых железнодорожников - основателей станции.